Друиды Друиды в Контакте






Главная >> Мифология >> Ирландские мифы >> О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег

О потомстве Конайре Великого, о приходе Мускрайге из Маг Брег



- Вот тебе колесница, - сказала Мес Буахала. Тогда взошел Конайре на колесницу, и приняла она его. Сдержал он ее на глазах всего войска, и пришелся ему впору королевский плащ. Встал он на колеснице и тронул ее с места. Направился Конайре к двум камням, и расступились те перед ним, а потом двинулся к Фалю вместе со всеми воинами и шедшей впереди них матерью. И вскричал тогда Фаль.

- Фаль принял его! - вскричали тут все.

Не решились воины из Тары сразиться с людьми Конайре и признали его власть, возвратив достояние отца. Подчинились они ему, как сыну Этерскела Великого, и передали ему власть и земли отца. Взял Конайре земли для своих воинов и пребывал с ними до исхода девяти дней. Такой запрет наложили они на короля: не глядеть на закат и восход солнца в Таре.

Потом покинули они короля и отправились туда, откуда пришли, а куда, никому неизвестно, но похоже, что были то люди из Бри Лейт, явившиеся на помощь оттого, что была с ними когда-то его бабка. Говорят некоторые, что от них понесла жена Этерскела и была Мес Буахала одной из дочерей, и оттого пришли они к Конайре. Иные же говорят, что было уже дитя в утробе жены Этерскела, когда увели ее в сид, и приходилась Мес Буахала дочерью королю. Оттого могла она проникать в сиды, что созрела там в утробе матери, выучившейся в Бри Лейт всяким чарам и колдовству. А сам Этерскел возжелал потом Мес Буахала, отчего и родился на свет Конайре. Не желала Мес Буахала говорить, кто приходится ему отцом, ибо стыдилась того, что понесла от своего отца. Сделался Конайре королем, которого возвели на престол сиды.

Был королем в Таре Гнатал, сын Конрута, и любила его супруга Арта Одинокого5. Принялась она замышлять против Гнатала, дабы лишился он королевской власти из-за песен и дани с поля6 [...]. Отсюда и повелось говорить: "Горе Гнатала в Таре", ибо за семь лет ни разу он не смеялся.

Отправился Гнатал в Мунстер и в Брегонд, встретился с сыновьями Айлиля. Спросили они его, зачем он пришел, и ответил Гнатал что явился искать себе земли. Сказали ему тогда сыновья Айлиля, что смогли бы добыть земли, победив Мак Кона, сына Луигде. Тогда сразился с ним Гнатал у Эбра и победил Мак Кона. Метнул Гнатал в него свое копье и перебил Мак Кону колено, отчего с той поры и лежит запрет на всех Луигде преклонять колено в доме. В том же бою пал Мак Ирмара, могучий боец, сын сестры Мак Кона. Насыпал ему Мак Кон могильный холм и сложил каирн для каждого из его людей.

Похоронили их, стоя и со щитом впереди, всякого под своим каирном. Лучшим из всех на землях Калрайге у Друимлиас был камень Мак Губы.

Был королем Ирландии Мак Кон, и Айлиль Оллам спал в его доме, ибо он и жена его Садб воспитали Мак Кона. Иные говорят, что оттого-то и пришли они, три сына Конайре Могалама, в Мунстере, а другие полагают, что были то-Энгус, от кого пошли Мускрайге и Корко Дуибне, Айлел Баскайн, от кого пошли Корко Байскин Эохайд Ригфота, от кого пошли люди Альбы и Далриата7. Три имени у них, у трех Кайрбре: Кайрбре Муск, Кайрбре Баскайн и Кайрбре Ригфота. Это они взяли власть у эрайн в Мунстере, придя от Людей Бреги, ибо родился Кайрбре Муск у Мускрайге на востоке Бреги. Оттого и зовется он Кайрбре Муск. Правил Кайрбре Муск землями от Дергмонайд, что к западу от Лох Лейн до Ферт Аэд Дубдебта, пока не отдал Фиаха Муллетан Кормаку, сыну Конна, земли от Броснаха до Уснеха. Там, где живут сейчас Корко Байскинд, были земли Кайр-бре Баскайна. Земли же Кайрбре Ригфота были там, где сейчас Каар-райге Луахра и Орбрайге Дрома Имнохт, но когда пришли Альбу Корко Дуибне, то захватили земли, где живут и поныне.


Комментарии:

5 Арт Одинокий - король Ирландии, сын Конна Ста Битв. О том, как он получил свое прозвище, рассказывается в саге "Исчезновение Кондлы Прекрасного" (Ирланд-ские саги. М., 1929. С. 255 сл.).

6...и дани с поля...- Далее в тексте следует неясный отрывок.

7 Конайре Могалама - или в других источниках -- Конайре, сын Мога Лама. Как, по всей видимости, справедливо полагал О'Рахилли, здесь просто удвоение одно-. го и того же персонажа, частично объясняющее отмеченное выше противоречие с хро нологией правления Конна. Конайре Могалама, по традиционной хронологии, правил непосредственно после Конна Ста Битв, то есть через шесть поколений после Конайре Великого.

...Эохайд Ригфота, от кого пошли люди Альбы и Далриата.- Эти три брата иногда называются сыновьями Конайре Великого, а иногда Конайре Могалама (см. комм. выше). Чаще всего, однако, всех троих зовут Кайрбре, что и отражено в следующих строках саги.



 
« Последний из пиктов Рождение Кухулина »

Rambler's Top100